Cтандарт штрихкода ean 13

Штрихкодовый стандарт ean 13 – графическое изображение уникального международного товарного номера в машиночитаемом виде. Товар, идентичный по наименованию и характеристикам, но имеющий различную упаковку (граммы, литры), маркируется разными номерами в штрих-коде.

Cтандарт штрихкода ean 13

Что означают цифры в стандарте еан 13?

Штрихкод ean 13 дублируется 13-ю арабскими цифрами, разделенными на 3 группы. Значение их следующее:

  1. Первая группа, включающая 2-3 цифры – код страны-производителя товара. Для РФ код может варьировать от 460 до 469. Некоторые страны имеют двузначный код; в этом случае третья цифра относится к следующей группе.
  2. Во вторую группу входит 4-6 цифр – это регистрационный номер компании, которая произвела данный продукт; присваивается централизованно национальным органом страны.
  3. Третья группа, состоящая из 3-5 цифр – порядковый номер продукта, присвоенный предприятием-изготовителем. Именно в этом цифровом блоке находятся необходимые для идентификации товара сведения: наименование, артикул, сорт, размер, масса, цвет и т.д.
  4. Последняя цифра – контрольная. Вычисляется она так: к сумме цифр на нечетных позициях прибавляется утроенная сумма цифр на четных позициях.

При правильно выполненных действиях контрольная цифра дополняет общую сумму до круглого значения, кратного 10.

Информация о коде зашифрована также в ширине штрихов, пробелов и их сочетаний. Стандартный размер code ean 13 – 31,35 мм, но с учетом обязательного наличия вокруг кода пустого пространства размер увеличивается до 37,29 мм. Крайние штрихи в начале и конце штрихкода удлиненные – это своеобразная «метка» для сканера, указывающая на начало и конец сканирования.

Функции штрих-кода еан 13

Кроме общих информационных и идентифицирующих функций, код еан 13 выполняет ряд дополнительных функций:

  • Автоматизация процесса идентификации объектов посредством машиносчитывающих устройств (сканеров);
  • Автоматизация контроля и учета имеющихся на складе товаров;
  • Ускорение управления движением товаров: отгрузкой, транспортировкой и складированием;
  • Увеличение скорости и повышение культуры обслуживания покупателей;
  • Информационное сопровождение маркетинговых исследований.

На сегодняшний день еан 13 штрих код – самый известный штрихкодовый стандарт, используемый в торговой деятельности компаниями всего мира в качестве уникального идентификатора продукции.